«Спорный» истребитель танков FV4401Нередко новые проекты вооружения и военной техники помимо буквенно-цифрового индекса получают собственные названия. Такие имена порой выглядят странно или удивительно (это даже является поводом для соответствующих шуток), но бывают и другие случаи, когда избранное слово превосходно подходит для обозначения проекта. Образцовым примером такого совпадения является британский проект экспериментального истребителя танков FV4401 Contentious («Спорный»). В этой машине одновременно использовалось столь большое количество нововведений и смелых идей, что ее будущее оказалось предметом массы споров.
В шестидесятых годах прошлого века Великобритания активно работала над масштабным проектом Prodigal, целью которого должно было стать создание семейства легких боевых бронированных машин различного назначения. Перед началом основных проектных работ нужно было определить требования и облик перспективной техники. Результатом этого этапа разработки проекта Prodigal стал экспериментальный истребитель танков FV4401. Основной проект в то время находился на ранних стадиях, благодаря чему британские танкостроители получили самые широкие возможности.Однако, по настоянию заказчика, в проекте FV4401 пришлось объединить массу различных технических и тактических качеств, что привело к его значительному усложнению. Военные желали получить в ближайшем будущем авиатранспортабельную противотанковую самоходную артиллерийскую установку с высокими огневыми характеристиками, в том числе скорострельностью. К этому времени танки вероятного противника получили достаточно серьезную защиту, из-за чего требовалось установить на FV4401 мощное и, следовательно, тяжелое орудие с соответствующими характеристиками отдачи. Кроме того, перед конструкторами стояла проблема обеспечения авиатранспортабельности. К счастью, экспериментальный характер проекта позволил воплотить в металле самые смелые задумки.
Выбор главного оружия для экспериментального истребителя танков был простым. Еще в конце сороковых годов военные Великобритании получили в свое распоряжение нарезную танковую пушку Ordnance QF 20 pounder калибра 84 миллиметра. В начале шестидесятых годов в арсенале этого орудия появился подкалиберный снаряд с начальной скоростью полета 1465 м/с, способный пробивать около 290 миллиметров гомогенной брони. Наличие столь мощного, но при этом сравнительно небольшого и легкого орудия просто не оставило выбора. Истребитель танков FV 4401 Contentious решили делать именно под пушку Ordnance QF 20 pounder.
Требования по массе и габаритам, связанные с необходимостью перевозки самоходки самолетами, в сочетании с выбранной моделью орудия определили основные черты облика боевой машины. В грузовые отсеки существовавших в то время военно-транспортных самолетов мог поместиться лишь истребитель танков, выполненный по безбашенной схеме. Требования относительно скорострельности решались очевидным способом: нужно было создать автомат заряжания пушки. Но применение такого механизма требовало принять некие меры, связанные с возвращением ствола в исходное положение для заряжания после каждого выстрела. Из-за этого британские танкостроители приняли решение установить пушку жестко, без возможности вертикального наведения. Горизонтальное наведение сохранили на уровне предыдущих безбашенных САУ: с небольшим отклонением от оси машины.
Оригинальное решение проблемы с взаимным расположением автомата заряжания и пушки породило новую задачу, а именно вертикальное наведение без использования каких-либо подъемных механизмов самого орудия. Доподлинно неизвестно, знали ли тогда британские танкостроители о шведском проекте Strv-103, но они пошли по тому же пути, что и шведские коллеги. Уже в предварительной версии проекта истребитель танков FV4401 должен был поднимать и опускать ствол пушки, наклоняя вперед и назад весь свой корпус.
Нестандартный способ наведения пушки в вертикальной плоскости повлек за собой необходимость создания новой ходовой части, а именно подвески, способной не только снижать тряску машины при движении, но и изменять угол наклона корпуса. В качестве основы для ходовой части истребителя танков Contentious выбрали соответствующие части крейсерского танка Comet времен Второй Мировой войны. В ходе переделки под новые требования ходовая лишилась двух опорных катков (по одному с каждой стороны), а корпус стал короче. Благодаря этому машина вместе со стволом имела длину около 8,5 метра. Ширина корпуса не превышала 3,1 метра. Относительно двигателя САУ FV4401 точные данные отсутствуют. Согласно некоторым источникам, при переделке корпуса танка Comet двигатель и трансмиссия остались прежними. Таким образом, истребитель танков оснащался бензиновым двигателем Rolls-Royce Meteor Mk III мощностью 600 л.с.
Для изменения «дифферента» корпуса ходовая часть получила оригинальную гидравлическую систему. По два средних опорных катка с каждого борта сохранили старую подвеску, полностью заимствованную у танка Comet. Передние и задние опорные катки, в свою очередь, получили подвеску новой конструкции. Эти катки были установлены на новых Г-образных балансирах, крепившихся к корпусу за среднюю свою часть. На одном из плеч балансира монтировался каток, другое соединялось с гидроцилиндром. Таким образом, меняя давление в двух парах цилиндров, соединенных с передними и задними опорными катками, можно было наклонять всю самоходку вперед или назад.
http://topwar.ru/31428-spornyy-istrebitel-tankov-fv4401.htmlСамоходная противотанковая пушка M56 Scorpion